Принципы ядерного страхования Моргунов Илья Евгеньевич Советник руководителя Ростехнадзора по организационному и информационно-аналитическому обеспечению в сфере страхования
|
Страхование ответственности за причинение ядерного ущерба – задача государственной важности. Особенности организации такой страховой защиты в Российской Федерации Порталу «Страхование сегодня» комментирует Советник руководителя Ростехнадзора Илья Моргунов.
Ольга Михаленко,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)
Илья Евгеньевич, работа по организации страховой защиты от последствий ядерного ущерба ведется на самом высоком межправительственном уровне, опыт каких стран наиболее ценен?
В 2006 году международная пулинговая система ядерного страхования отметила пятидесятилетие со дня начала страхования ядерных рисков. Особенности национальных страховых рынков наложили свой отпечаток на формирование ядерного страхового рынка внутри каждой страны, но в то же время удалось сформировать и ряд общих принципиальных подходов, которых придерживаются как действующие, так и вновь создаваемые национальные ядерные страховые рынки.
С целью изучения и освоения этого международного опыта Госатомнадзор России, Минатом России, Департамент страхового надзора Минфина России при содействии Агентства по атомной энергии Организации экономического сотрудничества и развития провели в 1997 году специальный международный семинар по вопросам возмещения ядерного ущерба и ядерного страхования. Полученная информация была использована как при создании Российского ядерного страхового пула, так и при подготовке концепции и первого проекта Закона «О возмещении ядерного ущерба и ядерном страховании» (в первом чтении в Государственной Думе Российской Федерации законопроект назван «О гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении»). В дальнейшем, в процессе работы в рамках Форума ядерных пулов, объединяющего национальные ядерные страховые пулы 28 стран, Российский ядерный страховой пул постоянно изучал и использовал в своей деятельности опыт ведущих ядерных держав – США, Великобритании, Германии, Франции и других.
Поясните, пожалуйста, на каких принципах в настоящее время строится система страхования ответственности за ядерный ущерб в нашей стране?
Система страхования ответственности за ядерный ущерб в Российской Федерации в целом соответствует сложившейся международной практике и требованиям Венской Конвенции от 1963 года, вступившей в силу на территории Российской Федерации в 2005 году. Однако, в РФ она имеет свои особенности. В первую очередь, это связано с тем, что в России все предприятия ядерно-промышленного и ядерно-энергетического комплекса принадлежат государству. Именно поэтому проектом Закона «О гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении» предусматривается несколько возможных форм финансового обеспечения ответственности за ядерный ущерб – ядерное страхование, собственные финансовые средства эксплуатирующей организации и государственная гарантия, в также сочетание этих форм. Сегодня в условиях отсутствия нормативной законодательной базы для финансового обеспечения ответственности используется только страхование, и в дальнейшее его использование будет только возрастать. Это обусловлено тем, что ядерные риски могут вызывать катастрофический ущерб, связанный с необходимостью урегулировать десятки и сотни тысяч исков. Опыт такой работы есть только у страхового рынка.
В свою очередь, огромные возможные размеры ущерба будут не под силу любой, даже самой крупной страховой компании. Поэтому общепризнанно, что страхование ядерных рисков должно осуществляться в национальных ядерных страховых пулах. В мировой практике нет ни одного случая страхования ядерных рисков в отдельных страховых компаниях. С учетом этого и в силу огромной социальной важности вопроса Минатом России совместно с другими государственными органами предпринял инициативные шаги по созданию в 1997 году Российского ядерного страхового пула.
Конечно, риски огромные, и соответственно требуют обязательного перестрахования. Каким образом оно организовано в России? Какова роль Российского ядерного страхового пула?
Перестрахование ядерных рисков в РФ осуществляется в рамках деятельности Форума ядерных пулов на основании «Стандартных правил для трансакции факультативного перестрахования между ядерными страховыми пулами». Национальные ядерные страховые пулы мира примут в перестрахование риск только от другого национального ядерного страхового пула и никогда от отдельной национальной страховой компании. Это общепринятое требование. Процедура и условия передачи рисков едины для всех пулов и строго регламентированы вышеуказанными Стандартными правилами. Поэтому, в случае повышения ответственности российских ядерных операторов до нескольких сотен миллионов долларов США, и возникновения необходимости в перестраховании этих рисков, единственным каналом передачи будет Российский ядерный страховой пул.
Основным преимуществом действующей системы перестрахования является максимальная гарантированность выплат, поскольку каждый национальный риск дробится до долей в несколько десятков миллионов долларов, выплатить которые в случае ядерного инцидента для любого пула не составит проблем. Например, в перестраховании ответственности за ядерный ущерб национального оператора АЭС Украины НАЭК «Энергоатом» (ответственность в сумме 225 млн. долл. США), участвуют 15 зарубежных пулов, в том числе и Российский ядерный страховой пул в объеме 10 млн. долл. США.
Каковы возможности отечественных страховщиков в области страхования ответственности за ядерный ущерб?
Необходимо различать размер ответственности эксплуатирующей организации (оператора АЭС) и размер страховой суммы. Размер ответственности оператора регулируется национальным законодательством и требованиями международных конвенций об ответственности за ядерный ущерб, ратифицированными данным государством. В свою очередь, оператор выбирает формы финансового обеспечения этой ответственности. Он может на 30 или 50% получить государственную гарантию, а остальную часть застраховать. Оператор российских АЭС – Концерн «Росэнергоатом» – сегодня несет ответственность за ядерный ущерб в размере, установленном Венской Конвенцией (1963 г.), что соответствует примерно 100 млн. долл. США или 2,5 млрд. рублей. Максимальная емкость Российского ядерного страхового пула в объеме ликвидных активов входящих в него страховых компаний решением Наблюдательного совета Пула на 2007-2008 гг. установлена в размере 8,5 млрд. рублей. Следовательно, участники российского Пула могут в полном объеме принять на свое собственное удержание весь риск страхования гражданской ответственности за ядерный ущерб Концерна «Росэнергоатом».
Однако, Правительством Российской Федерации предусмотрена ратификация до 2010 года Протокола 1997 года к Венской Конвенции (1963 г.), что приведет к повышению предела ответственности российского оператора ориентировочно до 225 млн. долл. США (приблизительно 5,6 млрд. рублей). Выплатить такую сумму для участников Российского ядерного страхового пула будет весьма затруднительно, и поэтому российский Пул уже сейчас начал подготовку к перестрахованию части такого риска. С этой целью РЯСП уже передал по действующему договору страхования гражданской ответственности Концерна «Росэнергоатом» в перестрахование Ядерному страховому пулу Украины 10 млн. долл. США и готовится передать еще 10 млн. долл. США Китайскому ядерному страховому пулу. Продолжаются переговоры по этому вопросу и с другими зарубежными пулами.
Какие перспективы Вы видите для принятия Закона «О гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении»? Чего коснутся предполагаемые изменения?
Подготовленный Росатомом Российской Федерации в 2007 году проект Закона «О гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении» до настоящего времени не принят Правительством Российской Федерации в окончательной редакции и, следовательно, не передан в Государственную Думу. По ряду позиций проект Закона не согласован Минфином России. Поэтому комментировать указанный его, считаю, несколько преждевременным. Необходимо иметь в виду, что этот документ не только устанавливает правовое поле финансового обеспечения ответственности за ядерный ущерб, в том числе и пределы ответственности эксплуатирующей организации, но и предполагает внесение существенных изменений в Федеральный Закон «Об использовании атомной энергии» в части, касающейся регулирования гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб.
И все-таки, на ваш взгляд, каковы шансы прохождения этого законопроекта в Госдуме?
Подготовка законопроекта в 2007 году осуществлялась по распоряжению вице-премьера Сергея Иванова. В известной мере внимание к этому вопросу связано с ратификацией Россией Венской Конвенции от 1963 года и с принятием грандиозных планов развития атомной энергетики на период до 2020 года. Есть все основания надеяться на успешное прохождение законопроекта в Государственной Думе в 2008 году.
Существуют ли статистические данные по ядерному ущербу в нашей стране?
По официальным данным ядерных инцидентов и исков о возмещении ядерного ущерба в Российской Федерации не было.
Наличие одного профессионального объединения на рынке считается нарушением антимонопольного законодательства. В этой связи, что вы думаете относительно РЯСП? На ваш взгляд, существует ли необходимость создания еще одного профессионального объединения?
Наличие в Российской Федерации одного ядерного страхового пула не является нарушением антимонопольного законодательства. По этому вопросу сложилось единое международное понимание. Более того, в Европейском союзе специальным решением Комиссии ЕС было определено, что в странах ЕС под антимонопольные требования не подпадают три страховых пула: авиационный, экологический и ядерный. Таким образом, необходимость создания еще одного профессионального объединения в области страхования ядерных рисков нет. Тем более, что почти все крупные страховые компании из первой двадцатки страховщиков России уже входят в Российский ядерный страховой пул.
Насколько эффективно, с Вашей точки зрения, работает сегодня РЯСП?
В ноябре 2007 года Российский ядерный страховой пул отметил 10-летие своей деятельности. Российский ядерный страховой пул – объединение страховщиков, которое устойчиво организационно оформлено, заслужило доверие страхователя и авторитет среди ядерных пулов мира. В российском Пуле разработан и действует целый ряд положений, на основании которых осуществляется его деятельность, анализируется финансовая устойчивость и платежеспособность компаний, входящих в Пул. Уделяется много внимания профессиональной подготовке сотрудников страховых компаний – участников Пула по страхованию ядерных рисков. Деятельность Российского ядерного страхового пула – это серьезное достижение российского страхового рынка. Развиваясь и совершенствуя свою работу, российский Пул и в дальнейшем будет надежным механизмом финансового обеспечения требований Федерального Закона «Об использовании атомной энергии» и Венской Конвенции от 1963 года о гражданской ответственности за ядерный ущерб.